Сведения о ГБДОУ

Условия для детей
Навигатор


Вы вошли как Гость | Группа "Гости"Приветствую Вас Гость | RSS

Государственное бюджетное дошкольное образовательное учреждение детский сад 6 Адмиралтейского района
Санкт-Петербурга

Пятница, 13.06.2025, 06:31

Новости Адмиралтейского района

Особенности восприятия музыки  у детей разного дошкольного возраста.


    Особенности восприятия музыки  у детей разного дошкольного возраста.

Дети возраста 2,5-3 лет   воспринимают музыкальные   произведения
элементарно простые по форме и содержанию , как правило со статичным неразвивающимся образом, например: « Курочка» Любарского,   « Петушок» русская народная мелодия, « Кошка» Александрова. Легче детьми воспринимаются произведения вокальные,  где есть текст. Форма произведений одночастная или простая   двухчастная, построенная по принципу контраста. Примером может служить музыкальная картинка « Слон и Моська» музыка Арсеева.   Произведения, отобранные для слушания, должны быть яркими, короткими по длительности, так как дети слушают то, что понятно , легко и интересно. ( Внимание в этом возрасте непроизвольное с небольшим объемом).

Дети 4-5 лет могут слушать произведения более сложные по форме и содержанию, по кругу образов, появляются сказочные сюжеты с развивающимся образом. Пример: « Гномы» ,   « Волк и Красная Шапочка», « Заяц с барабаном» -- из цикла « Хореографические миниатюры» Музыка Воловац.  Усложняется музыкальная форма  (простая трехчастная форма АБА). Произведения могут носить более отвлеченный характер. Появляются  музыкальные картинки-зарисовки, характеризующие качества персонажей---« Капризуля». « Плакса» музыка Витлина, « Шалун» музыка Бер, « Хнык»   музыка Жанны Металлиди. Музыка может носить ярко изобразительный характер.

Примером может служить « Аквариум» Сенсанса. В этом возрасте мы уже начинаем знакомить детей с оркестровой музыкой. (Оркестр народных инструментов, симфонический оркестр).
Дети этого возраста уже пробуют высказывать свои музыкальные впечатления, на вопросы о   содержании и настроении музыки часто отвечают односложно.

Дети старшего дошкольного возраста 6-7 лет
Если на протяжении всего младшего дошкольного возраста слушанию музыки уделялось должное внимание, то дети уже научены слушать ее, чувствовать  ее, эмоционально откликаться на настроение , рассказывать о музыке, подыскивая нужные слова, фантазировать на заданную тему, придумывать свое название незнакомой музыкальной картине. Ребенок очень тонко может чувствовать музыку, ее оттенки и гамму чувств, в ней выраженных, но высказать то, что хочет часто не может ---- ему не хватает нужных слов.  Как тут не вспомнить известное выражение: « Там , где кончается слово, начинается музыка!»Действительно, язык музыки гораздо богаче , чем язык слов.

Детям в возрасте 6-7 лет  даются достаточно сложные произведения со сложным сюжетом, с разнообразным кругом образов, с довольно сложной музыкальной формой.  ( Форма рондо, форма вариаций, сложная трехчастная, элементы сонатной формы).

В основе слушания музыки лежат три направления: лучшие образцы классической музыки, народная музыка, современная детская музыка.
Произведения для слушания могут быть самыми разнообразными, но непременное  условие: они должны быть высоко   художественными,
преимущественно со светлым кругом музыкальных образов, хотя в подготовительной к школе группе мы даем краткие фрагменты 7 Ленинградской симфонии Шостаковича ( тема нашествия), чтобы показать неумолимый ужас войны, или   « В пещере горного короля»
Э. Грига в фортепианном или оркестровом изложении, но это рассматривается , как исключение из общего правила.

Музыку  электронную, компьютерную, музыку демонического характера  мы избегаем.

Назначение истинного  искусства—нести свет, красоту и добро людям,
давать положительную энергию, воспитывать  высокие   чувства .
Музыка  является мощным средством воздействия на психику и здоровье  человека. Здесь уместно вспомнить о музыкотерапии.
( С помощью правильно подобранной музыки лечат пациентов с  расстройствами психики).

Звуковое   пространство вокруг наших  детей, живущих в большом городе, часто бывает засорено. Повышенный бытовой шум, навязчивые низко художественные песенки с примитивным содержанием и ненормативной лексикой, а часто и вообще бессодержательные ,  которые вещают многочисленные радио и телепрограммы, тяжелый рок, «металл» и иные  «шедевры»…   Дети не должны слушать все подряд, и об этом прежде всего должны позаботиться родители.

Чтобы воспитать в ребенке здоровый иммунитет к музыкальной пошлости и псевдо искусству  в будущем,  именно сейчас в дошкольном возрасте, когда  в подрастающем человеке   закладываются основы основ, важно сформировать  правильный художественный вкус. В будущем  ребенок уже сам сможет понять, что хорошо, а что плохо и отделить истинно ценное и художественное от дешевой поделки.
Музыка в  режимные моменты.
Перед сном:

Слушание музыкальной сказки в исполнении хороших чтецов с прекрасным музыкальным оформлением. Как классический пример,
можно вспомнить « Бременских музыкантов»  в исполнении  В.Ливанова с музыкой Гладкова.  Очень полезно  детям перед сном послушать музыку для релаксации,  звуки природы, шепот ручейка, шелест ветра, пение жаворонка, плеск воды… Прекрасна легкая воздушная музыка В. А. Моцарта, колыбельные народные и авторские песни.

Правильно подобранная музыкальная фонотека должна обязательно быть в каждой возрастной группе.  

При пробуждении может звучать спокойная легкая, чуть бодрящая музыка тихим фоном. Для этой цели есть серия очень хороших  детских  песен наших и  зарубежных современных авторов.

Если плохая погода, на улице дождь, можно всем собратья в кружок и попеть любимые детские песенки по желанию детей
А как замечательны наши летние походные песни , песни о дружбе, спортивные песни, с ними и дорога короче и путь веселее.
Вспомним всеми любимые песни Шаинского и Савельева о настоящей дружбе. « Голубой вагон», « Вместе весело шагать», « Если с другом вышел в путь» и т. д. Дети любят, знают эти песни и охотно их поют.

Отдельно хочется коснуться роли музыки на занятиях по изобразительной деятельности. ( Сюжетное рисование, рисование на заданную тему, рисование по замыслу).

Давайте проведем параллель между музыкой и живописью.
Оказывается, мы находим много общего.
У многих композиторов (Скрябин, Римский-Корсаков, и  некоторые другие) было цветное видение музыки. Они соотносили цвет с определенной тональностью.

В живописи яркие солнечные цвета—красный, оранжевый, желтый.
В музыке тональности до мажор, фа мажор, соль мажор.
Глухие мрачные цвета ( темно фиолетовый, серый   черный). ассоциируются с некоторыми минорными тональностями, например:
Темно фиолетовый с тональностью си бемоль минор.
Колорит--- единое понятие и в музыке и в живописи.

Плотность   цвета—насыщенность цвета и света в картине и плотность звукового полотна ( тембр инструментов , их состав и численность, фактура музыкального произведения ). Здесь мы тоже находим много общего. Прозрачная акварельная зарисовка и прозрачная легкая светлая музыкальная картинка.

Композиция—расположение предметов на картине и музыкального произведения  форма . ( Сонатная, форма рондо, форма вариаций и т. д.) Настроение художественного полотна  ( круг образов, цвет, колорит), и настроение в музыкальном произведении (Лад, тембр, темп, динамика и многое другое).

Дети старшего дошкольного возраста отлично понимают важное значение этих музыкальных красок а также отмечают, что при искажении одной из них теряется смысл и выразительность музыкального произведения. Попробуйте сыграть « Клоунов» Кабалевского  в очень медленном темпе да еще в пунктирном ритме,  и  дети вам скажут, что никакие это не клоуны, вернее, это грустные клоуны, которые спотыкаются. Они заболели!

Иногда мы проводим занятия под соответствующий музыкальный фон. Отметим заранее, что дети хорошо знают эту музыку, она им знакома по слушанию на музыкальных занятиях, они понимают данный круг музыкальных образов  и настроение музыки.
Итак, музыка , звучащая тихим фоном на занятиях живописи помогает лучше осознать содержание будущей картины. Сделать ее более убедительной.

Предположим , мы рисуем золотую осень—используем  вальс Грибоедова  ми минор, или « Осень» Вивальди.
Тема: « Поздняя осень»-- « Октябрь» П. И. Чайковского из цикла «Времена года» или « Меланхолический вальс» Сибелиуса.
Тема: « Цветение весны»-- Мендельсон 30 песня без слов « Весенняя»,
« Подснежник» П. И. Чайковского.
« Прогулка по конфетному городу   Конфетен бургу». Танец Феи Драже из балета Чайковского « Щелкунчик».

« Чудеса подводного царства» -- Сенсанс « Аквариум». « Русалочка» муз. Бровко,     « Колыбельная Волховы»  Н. А. Римского-Корсакова.
Музыка на  занятиях живописью не отвлекает ребенка, наоборот , она его успокаивает и помогает сосредоточиться на процессе работы.
Такие синтетические занятия нужно проводить обязательно, но тогда, когда дети будут к этому готовы.

Несколько слов о мелодекламации на детских праздниках.
Искусство это сейчас утеряно и забывается. Это не просто  декламация стихов или прозы под музыку, это особое чтение под правильно подобранное   музыкальное произведение. В этом искусстве музыка и слово имеют одинаковое  равноценное   значение, музыка отнюдь не фон для чтеца.  Единственным неподражаемым мастером искусства мелодекламации был ныне ушедший от нас актер Игорь Дмитриев.
У нас на детских  праздниках, и в частности на последних, мы попробовали сопровождать речь наших актеров ( взрослых и детей ) прекрасной музыкой Грига и Чайковского. 

Появление Солнышка и его монолог сопровождался музыкой Грига из драмы « Пер Гюнт»--« Утро».Появление красавицы Весны, выход , танец и  диалоги под музыку П. И. Чайковского « Апрель».
Момент сказочного преображения Золушки в Принцессу и ее восторженные диалоги с Волшебницей Крестной сопровождался музыкой П. И. Чайковского « Вальс цветов» из балета « Щелкунчик».

Эффект и выразительность сцен неизмеримо усиливалась, перед нами открывалось само волшебство у новогодней елки! В дальнейшем мы будем пользоваться этими находками для постановки новых детских спектаклей. Так ненавязчиво наши дети познают прекрасный мир  классической музыки. И в заключение всего выше изложенного мне хочется процитировать  высказывание заслуженного деятеля искусств Ирины Ткаченко: « Когда маленькие дети слышат действительно хорошую музыку, они по- другому вырастают».

Категория: Советы музыкального руководителя | Добавил: Анна (27.02.2017)
Просмотров: 1038 | Рейтинг: 0.0/0
Добавлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи.
[ Регистрация | Вход ]
Вход на сайт

Поиск по сайту




родителям

Безопасность

педагогам

Copyright MyCorp © 2025