Сведения о ГБДОУ

Условия для детей
Навигатор


Вы вошли как Гость | Группа "Гости"Приветствую Вас Гость | RSS

Государственное бюджетное дошкольное образовательное учреждение детский сад 6 Адмиралтейского района
Санкт-Петербурга

Суббота, 28.12.2024, 00:24

Новости Адмиралтейского района

Воспитание культурно-гигиенических навыков в первой младшей группе.

Государственное бюджетное дошкольное образовательное учреждение детский сад №6 Адмиралтейского района Санкт-Петербурга

Методическая работа 

Воспитание культурно-гигиенических навыков

в первой младшей группе

Составитель:

воспитатель  I младшей группы

Ахметшина  Р.З.

Санкт-Петербург

2015г

Сохранение и укрепление здоровья невозможно без соблюдения правил гигиены.

Культурно–гигиенические навыки у детей воспитываются с самого раннего возраста,  идёт непростое усвоение правил, норм поведения. Воспитание у малышей навыков личной гигиены играет важнейшую роль не только в охране их здоровья, но и способствует правильному поведению в быту. Это  чрезвычайно важный процесс социализации, очеловечивания малыша, поэтому основополагающую роль в воспитании полезных привычек играет  прежде всего родительский пример.

Ребенок автоматически усваивает принятые в семье правила. Именно в семье, за общим столом у ребенка вырабатываются (или не вырабатываются) хорошие манеры. Если папа не моет руки перед едой, то не стоит ждать от ребенка иного поведения. Дети быстро перенимают манеру поведения взрослых: если родители говорят с набитым ртом, сидят, развалясь, кладут локти на стол или едят руками, то вряд ли можно требовать от малыша иного поведения. За столом абсолютно все имеет значение: не только что мы едим, но и как мы это делаем.

Ребенок - это зеркальное отражение взрослых. Когда малыш лезет в общее блюдо рукой, кидает куски хлеба, стучит ложкой или громко что-то требует, некоторым родителям кажется, что все окружающие должны так же, как и они, умиляться милым шалостям. Все „списывается" на детскую непосредственность. Мол, дитя подрастёт и образумится. Однако дитя вырастает, и оказывается, что время упущено. Если не удалось привить правила поведения  ребенку с ранних лет, и  только перед походом в школу родители начинают  рассказывать ему о том, „что положено", то они рискуют безнадежно опоздать.

А вот как они это будут делать, зависит от того, что малышам заложили с самого раннего детства сначала родители, а затем воспитатели в детском саду.

К нам в группу приходят очень разные малыши. Кто-то из них самостоятельно пользуется горшком, а кто-то категорически отказывается с ним дружить, некоторые детки вовсю едят ложкой, другие же приучены только к бутылочке или с большим удовольствием копаются в своей тарелке руками. Почему же так происходит? Нам кажется, что очень многое до прихода в детский сад могли бы заложить в своих крошках родители.

Самые первые представления о культурно–гигиенических навыках ребенок получает именно в семье. Заботливые родители начинают приучать малышей к аккуратности и самостоятельности  буквально с пеленок.

Одним из первых навыков является навык аккуратного приема пищи. Малыша сразу надо приучать к активному участию в процессе еды. Например, если трехмесячному ребенку, находящемуся на искусственном вскармливании дается бутылочка с молоком, то на эту бутылочку следует накладывать руки ребенка – впоследствии он будет держать ее уже самостоятельно. Когда с 5-6 месяцев начинают прикармливать ребенка, кормить его надо с ложечки. С 7-8 месяцев следует приучать его пить из чашки. Примерно с 1 года  следует давать ложку для самостоятельной еды, причем сначала ребенку надо давать кашу или пюре, а не жидкое блюдо.

Ребенка старше полутора лет необходимо кормить за столом. В группе мы следим (дома это делают родители) за тем, чтобы ребенок, сидя на стуле, упирался ногами в пол, а высота стола приходилась бы на уровне его согнутых локтей.

Помимо этого следим, чтобы они не садились за стол с грязными руками, не выходили из-за стола с куском хлеба, пользовались бумажными салфетками. Прививаем навык вовремя проситься и садиться на горшок. Приучать их к этому следует уже с 3-4-месячного возраста. Это обязательно делается после сна ребенка или через 15—20 минут после кормления.

В детском саду с первых дней приучаем детей к опрятности в одежде, переодеваем их, как только загрязнилось платье или стали мокрыми штанишки.

Если папы и мамы дома прививали гигиенические навыки малышам, то такие детки чувствуют себя намного увереннее, так как уже пользовались горшком, полотенцем, ложкой, пытались сами надевать колготки и сандалики.  

Таким образом, дети третьего года жизни, пришедшие в детский сад, отличаются друг от друга уровнем воспитанности, владеют различными навыками. Отсюда – особое значение в работе воспитателей с малышами приобретает индивидуальный подход к каждому ребенку.

Как же сделать так, чтобы запретами и замечаниями не заглушить открытый характер малыша? Если постоянно читать ему нотации и стращать, он будет чувствовать себя везде скованно. Пока малыш рос дома, все было нормально. Если он чего–то не мог, ему помогали. Так было даже проще, чем ждать, пока он сам поест или оденется, маме легче самой накормить, надеть сандалики и скорее идти гулять.

Теперь малыш ходит в детский сад, и ему вместе с другими ребятишками необходимо учиться заботиться о себе самостоятельно.

В процессе повседневной работы с детьми воспитатели стремятся к тому, чтобы выполнение правил личной гигиены стало для них естественным процессом, а гигиенические навыки с возрастом постоянно совершенствовались.

В 1-й младшей группе в начале учебного года воспитатели начинают работу по привитию таких полезных привычек, как мытье рук, соблюдение режима дня, самостоятельное пользование горшком, умение правильно держать ложку. Позже малыш может научиться умываться и причесываться, снять шапочку или носочки, вытирать рот салфеткой после еды и сморкаться в носовой платочек.

На первый взгляд все очень просто, а на самом деле освоение и применение культурно-гигиенических навыков для малышей - это целая наука.

Как и все сотрудники нашего ДОУ, мы, воспитатели первой младшей группы, работаем по основной образовательной программе дошкольного образования «от рождения до школы» под редакцией Н.Е. Вераксы, Т.С. Комаровой, М.А. Васильевой. В данной программе определены и поставлены задачи по воспитанию у детей навыков самообслуживания и культурно-гигиенических навыков.

Ежедневно выполняя эти задачи, закрепляются умения перед едой брать стул и садиться за обеденный стол на одно и то же место, правильно держать ложку, аккуратно пить из чашки. Для воспитания у детей опрятности при приеме пищи используются нагрудники. Некоторые малыши умеют есть самостоятельно, но крайне неаккуратно,  обливаются, ложку держат неправильно.  Некоторые не умеют пить из чашки, отказываются от пищи. После приема пищи предлагаем детям пользоваться салфеткой после еды, вначале с помощью воспитателя: ребенок усваивает, что надо и есть аккуратно, и из-за стола вставать с чистыми руками и лицом.

Увидев, что кто-то из детей уже вполне самостоятельно умеет пользоваться салфеткой, даём только словесные указания.

Во время еды воспитатели следят, чтобы:

  • последовательность блюд была постоянной;
  • перед ребенком находилось только одно блюдо;
  • еда была не слишком горячей;
  • ребенок брал пищу в рот небольшими кусочками, хорошо ее пережевывал;
  • дети не разговаривали во время еды;
  • осуждения ребенка за неосторожность, неопрятность.

Чтобы облегчить ребенку освоение новых навыков, необходимо делать этот процесс доступным, интересным и увлекательным. И делать это надо педагогически тонко, ненавязчиво с использованием игровых ситуаций и дидактических игр.

 Например, для обучения навыкам кормления принесли в группу новую игрушку – Мишку. Он поздоровался с детьми. Малыши обрадовались, собрались возле него. Воспитатель говорит детям, что Мишка пришел к нам из леса, очень устал и хочет кушать. Мы посадили Мишку за сервированный стол, накрытый белой красивой салфеткой. Дети стали кормить его. Я обратила внимание малышей на то, что Мишка кушает аккуратно, не роняет на стол крошки.

Двое ребят не хотели есть суп с хлебом. И снова на помощь пришла игрушка. За стол к ним сажала Мишку: «Посмотрите, дети, Мишка кушает суп с хлебом, ему это нравится». Дети радовались и старались подражать.

Обязательно учим малышей по окончании еды, вставая из-за стола, благодарить взрослых. Теперь многие дети делают это без напоминания, самостоятельно. Дети вообще не любят строгих указаний «не болтай ногами», «сиди спокойно». Лучшее воздействие оказывают указания типа: «Саша, посмотри, как сидит Слава. Ноги у него стоят спокойно, он правильно держит ложку».

С первого дня пребывания детей в группе начинается также работа по воспитанию навыков одевания (раздевания): учим снимать и надевать колготки, носки, ботинки, шапку.

Собираясь на прогулку, показываем детям, в какой последовательности надо одеваться. Дети сами берут из шкафа носки, штанишки, ботинки и садятся на лавочки. Я учу их натягивать колготки и носки. Порой бывает легче одеть ребенка, чем ждать, когда он сделает это сам, но мы не спешила идти на помощь. Есть детки, которые хорошо справляются сами, но у большинства не получается, а есть такие малыши, которые даже не пытаются одеваться. Чтобы заинтересовать детей мы приносим в раздевалку мягкую игрушку, которая помогает создать определенный эмоциональный настрой. Например, Зайчонок наблюдал, как малыши одеваются на прогулку. Малыши очень любят, когда во время одевания с ними разговаривают. Практика показывает, что индивидуально-речевое общение с ребенком помогает не только в активизации его словаря, но и в воспитании необходимых навыков. Например, говорю Насте: «Посмотри, какая красивая у тебя кофточка, теплая, синего цвета», и она охотно ее надевает.

Собираясь на прогулку, обращаю внимание на солнышко: оно заглядывает к нам в окошко, улыбается, ждет нас на улице, торопит одеваться. Мы стараемся не только учить детей самостоятельно одеваться, но и быть аккуратными. При возвращении с прогулки напоминаю, что надо подойти к своему шкафчику, открыть его, снять куртку и повесить в шкаф. Умение самостоятельно надеть и снять с себя верхнюю часть одежды, нижнее белье и носочки, пижаму, обувь – очень серьезное достижение для малыша, поэтому за каждое очередное достижение всегда высказываем похвалу.

В начале учебного года дети учатся умываться, пользоваться правильно полотенцем. Малыши не боятся воды, но большинство из них умываться не умеют: подставят руки под струю и держат.

Подготовку к умыванию начинаем в группе: дети засучивают рукава, как показывает воспитатель, объясняет, для чего это нужно, используя стихотворные строки: «Руки надо чисто мыть, рукава нельзя мочить», или «Кто рукавчик не засучит, тот водички не получит». Позже дети стараются сами повторять эти короткие стихи. К умывальнику подходим умываться подгруппой. Показываем детям, что сначала надо намочить руки. Я даю ребенку кусочек мыла, показываю, как намылить руки и как смыть мыло; затем мы учимся, как самостоятельно вытираться полотенцем. Напоминаю, что умывая лицо, голову следует наклонить над умывальником, чтобы не облить рубашку или платье. В группе у каждого ребенка есть своя расческа. Учим детей причесываться перед зеркалом, хвалим за опрятность и умение обслуживать себя: «Посмотрите, какая Юля красивая! Она перед обедом умылась и причесалась». Навыки детей закрепляем в игре, например, малыши, не раз бывавшие в настоящей парикмахерской, охотно исполняют роль парикмахера.

При обучении  детей умыванию проводим дидактические игры «Катя умывается», «Научи котенка умываться», «Зачем нужны эти предметы (полотенце, расческа, мыло, зеркало, носовой платок)», рассматриваем сюжетные картинки «Дети умываются», «Мойдодыр», одновременно вспоминаем с малышами, где носик, ротик, ручки, пальчики, обогащаем словарь новыми словами (мыло, расческа, полотенце, раковина, кран, салфетка, зубки); читаем произведения К.Чуковского «Мойдодыр», «Девочка чумазая», Э.Мошковская «Нос, умойся!», Э.Фарджен «Мыльные пузыри», С.Капутикян «Хлюп-хлюп», С.Погореловский «Про глаза-глазенки», А.Кондратьева «Зеркало»; разучиваем потешки о воде:

  • Водичка, водичка,

Умой Даше личико,

Чтобы щечки краснели,

Чтобы глазки блестели,

Чтобы смеялся роток,

Чтобы кусался зубок.

  • Теплая водичка

Умоет Тане личико,

Пальчики — Антошке,

Сашеньке — ладошки.

  • Выходи, водица,
    Мы хотим умыться.
    Мойся, мыло, не ленись,
    Не выскальзывай, не злись!
    Ах, опять оно упало,

Будем мыть его сначала! 

  • Нужно мыться непременно

Утром, вечером и днем,

Перед каждою едою,

После сна и перед сном.

На протяжении дня вовлекаем детей в простейшую  поисковую деятельность, например: найди из предложенных картинок или предметов все, что понадобиться для умывания; разложи картинки, где мальчик или девочка поступают правильно/неправильно; помоги игровому персонажу разобраться, что мы делаем в детском саду, когда спим, когда гуляем и т.д. К нам каждый день приходят в гости разные животные и персонажи сказок. И каждого из них мы учим мыть ручки, одеваться, аккуратно кушать.

Постепенно дети овладевают основными навыками самообслуживания. Требования к малышам постепенно усложняются. При этом мы придерживаемся правила: все, что ребенок может сделать сам, надо требовать от него выполнять самостоятельно.

Для того чтобы малыши хорошо знали свое полотенце, шкафчик и горшок, они маркируются в детском саду. Для малышей – это цветные картинки. В начале учебного года воспитатели знакомят малышей с «их» картинками и объясняю их назначение.

Все сведения по гигиене прививаются детям в повседневной жизни в процессе разнообразных видов деятельности и отдыха. Мы, воспитатели,  стараемся, чтобы малышам было интересно учиться. Поэтому мы с ребятами учимся играя. Играя, стараемся добиваться от малышей чёткого выполнения действий, их правильной последовательности.

Вот так мы ведём систематическую и целенаправленную работу с малышами, обучая их полезным привычкам. Систематическое привитие навыков отражается на всем поведении ребенка: он становится более активным, у него развиваются наблюдательность, память.

Знание правил поведения и умение их использовать дает возможность человеку вести себя более уверенно, непринужденно, достойно при любых обстоятельствах.

 

Категория: Физическое развитие | Добавил: Анна (29.07.2015)
Просмотров: 3564 | Рейтинг: 0.0/0
Добавлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи.
[ Регистрация | Вход ]
Вход на сайт

Поиск по сайту

родителям

Безопасность

педагогам

Copyright MyCorp © 2024