Сведения о ГБДОУ

Условия для детей
Навигатор


Вы вошли как Гость | Группа "Гости"Приветствую Вас Гость | RSS

Государственное бюджетное дошкольное образовательное учреждение детский сад 6 Адмиралтейского района
Санкт-Петербурга

Суббота, 28.12.2024, 00:31

Новости Адмиралтейского района

Интеграция – один из путей достижения качества дошкольного образования.

Учитывая особенности организации работы с дошкольниками, воспитатель должен уметь интегрировать содержание образовательных областей в целостный педагогический процесс, охватывающий все виды детской деятельности.

Интеграция понимается как глубокая форма взаимосвязи, взаимопроникновения разного содержания, охватывающая все виды деятельности.

Цель интеграции – способствовать всестороннему развитию ребенка, который познает объект с разных сторон. Интеграция легко организуется при комплексно-тематическом планировании (тематический день, неделя).

Идея интеграции подразумевает, что:

  • для развития ребенка необходимо организовывать разнообразные виды детской деятельности;
  • в этой деятельности должны развиваться все виды восприятия (зрительное, слуховое, тактильное, вкусовое, кинестетическое, обонятельное).

Только это может обеспечить полноту и глубину впечатлений и складывающихся на этой основе у дошкольника представлений, образов.

Если определяется тема дня, например, «День космонавтики», то следует продумать, о чем воспитатель расскажет детям, какие иллюстрации им покажет, что прочитает, какие игры организует (по данной тематике), что предложит рисовать, лепить, моделировать и т.д. это и есть комплексно-тематический образовательный процесс, где естественным образом интегрируется содержание образовательных областей, которое проживается ребенком в разнообразных видах детской деятельности.

Воспитатель должен знать, в каких формах может быть организован тот или иной вид детской деятельности (игровая, двигательная, продуктивная, коммуникативная, познавательно-исследовательская, трудовая, музыкальная, художественная, восприятие детской художественной литературы и фольклора).

Если воспитатель использует разнообразные формы организации детской деятельности, то это делает образовательный процесс интересным и запоминающимся для детей. Интегрированные и комплексные занятия: общие черты.

Целью интегрированных и комплексных занятий должно быть разностороннее изучение объекта (предмета или явления), осмысленное восприятие окружающего мира, приведение сформированных знаний в соответствующую систему, побуждение фантазии, творчества и интереса, поддержание положительно-эмоционального настроения.

Занятия достигают эффективности, если реализуются такие дидактичные условия их организации и проведения:

  • построение на основе концентрации содержания вокруг одной темы
  • конкретизация заданий на каждом из этапов занятия
  • последовательное формирование понятий и умений с общим содержанием
  • рациональное использование разнообразных средств активизации познавательной деятельности детей.

Различие комплексного и интегрированного занятия.

Комплекс  - это целостность, образующаяся из отдельных частей (искусств, видов детской деятельности).

Комплексные занятия, как правило, планируются один раз в квартал вместо музыкального или занятия по изобразительной деятельности. Комплексное занятие строится  на знакомом детям материале. На таком занятии решаются задачи каждого из видов деятельности. Например:  прежде чем нарисовать праздничную улицу города, дети поют песню о празднике, читают стихи.

Интегрированные занятия предполагают более глубокую форму взаимосвязи, взаимопроникновения разного содержания воспитания и обучения детей. В интеграции один вид деятельности выступает стержневым, другие помогают более широкому и глубокому осмыслению. Интегрированное занятие направлено на изучение нового материала. Занятие планируется по общей теме для нескольких предметов, может проводиться несколькими воспитателями. Интеграция содержания учебного материала происходит вокруг определённой  темы.

Например: Занятие «Сказочная птица - лебедь» включало в себя следующие методические приёмы:

  • Рассказ об образе жизни и характерных особенностях, присущих этим птицам
  • Беседа: поведение людей по отношению к животному миру
  • Обсуждение образа лебедя из сказок «Дикие лебеди», «Сказка о царе Салтане», «Гадкий утёнок»
  • Прослушивание фрагмента из балета Чайковского «Лебединое озеро», Сен-Санса «Лебедь»
  • Выполнение творческого задания: покажи как двигается  лебедь под музыку
  • Рассматривание картин Рылова «В голубом пространстве», Врубеля «Царевна Лебедь»
  • Рисование летящих лебедей.

В этом занятии объединяются задания по разделам ребёнок и окружающий мир, развитие речи и литературное чтение, музыка, изобразительная деятельность. А цель всех этих заданий: сформировать у детей представление о сказочной птице – лебеди.    Исследовательница дошкольного детства Н. Гавриш в своей книге «Современное занятие» приводит детальный анализ процесса интеграции. Она выделяет такие типы занятий по направленности содержания:

  • однонаправленные – предметные
  • разнонаправленные − интегрированные и комплексные занятия.

Следовательно, комплексное и интегрированное занятия являются разнонаправленными. Основными задачами на таких занятиях являются:

  • всестороннее развитие ребенка,
  • формирования целостного представления о конкретном предмете на основе интеграции разных понятий с вовлечением детей в разные виды деятельности.

Вместе с тем, эти типы занятий имеют ряд отличий.  Интегрированные знания могут включаться в занятия в виде:

  • фрагмента (вспоминаем названия животных, которые начинаются на звук [к]),
  • отдельного этапа (актуализация знаний об истинных и ошибочных природных явлениях при работе со сказками),
  • в течение всего занятия (формирование целостного образа понятия «Лес», «Насекомые» и тому подобное).

Структура интегрированных занятий требует особенной четкости, продуманной и логической взаимосвязи материала из разных дисциплин на всех этапах изучения темы. Это достигается при условии компактного, сконцентрированного использования материала программы, использования  современных способов организации детей на занятии, интерактивной работы.

На этапе подготовки к проведению интегрированного занятия для соблюдения системности знаний воспитатели применяют метод интеллектуальных карт или карт умственных действий.

Интеллектуальная карта − структурно-логическая схема содержательно-процессуальных аспектов изучения определенной темы, в которой в радиальной форме отражаются связи ключевого понятия, которое располагается в центре, с другими понятиями этой темы (проблемы) (вместе они складывают неразрывное единство). Эти карты (схемы изучения понятия или темы) помогают раскрыть сущность понятия, которое изучается на занятии, и его взаимосвязи с другими объектами (явлениями, процессами, предметами). Разработанная карта является основой для дальнейшего моделирования и проведения занятия или серии занятий (если очень большая по объему тема).

Например, для интегрированного занятия «Море» основным понятием, которое расположено в центре, будет «море». От этого понятия будут отходить слова, которые раскрывают сущность центрального понятия − эта среда, морские жители, развлечения, морской транспорт, свойства морской воды (см. схему). Эту схему можно еще дополнить конкретными примерами: названиями животных, растений, транспорта, оборудования для дайвинга, видами спорта и тому подобное.

Схема. Тема «Море». Такие карты к теме могут быть составлены из подготовленного материала в процессе проведения занятия вместе с детьми. Конечно, в данном варианте лучше всего использовать всевозможные изображения. 

Категория: Методическая работа | Добавил: Анна (16.02.2017)
Просмотров: 1061 | Рейтинг: 0.0/0
Добавлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи.
[ Регистрация | Вход ]
Вход на сайт

Поиск по сайту

родителям

Безопасность

педагогам

Copyright MyCorp © 2024