Сведения о ГБДОУ

Условия для детей
Навигатор


Вы вошли как Гость | Группа "Гости"Приветствую Вас Гость | RSS

Государственное бюджетное дошкольное образовательное учреждение детский сад 6 Адмиралтейского района
Санкт-Петербурга

Четверг, 26.12.2024, 06:33

Новости Адмиралтейского района

Использование рефлексивных техник в работе с дошкольниками.

   Приоритетной целью современной образовательной концепции стало развитие личности, готовой к самообразованию, самовоспитанию и саморазвитию. В связи с этим одной из задач образования является задача воспитания человека, способного в будущем совершенствовать себя, принимать решения, отвечать за эти решения, находить пути их реализации. Формированию этого способствует рефлексия.

    Проблема развития рефлексии и её роли в становлении самостоятельной позиции человека в деятельности, в том числе деятельности дошкольника является одной из сложных, многогранных.

Что же такое «рефлексия»?

  Слово рефлексия происходит от латинского «reflexior» – обращение назад, отражение.

    Рефлексия – размышление о своем внутреннем состоянии, самоанализ. (Ожегов С.И., Шведова Н.Ю. Толковый словарь русского языка).

    Рефлексия – это умение размышлять, заниматься самонаблюдением, самоанализ, осмысление, оценка предпосылок, условий и результатов собственной деятельности, внутренней жизни. Современная педагогическая наука считает, что если человек не рефлексирует, он не выполняет роли субъекта образовательного процесса.

     В теоретической литературе выделяется несколько классификаций рефлексии:

физическая (успел – не успел), сенсорная (самочувствие: комфортно — дискомфортно), интеллектуальная (что понял, что осознал – что не понял, какие затруднения испытывал), духовная (стал лучше – хуже, созидал или разрушал себя, других).

  Исходя из функций рефлексии, предлагается следующая классификация наиболее приемлемая для использования в практике дошкольного образования:

- рефлексия настроения и эмоционального состояния

- рефлексия деятельности

- рефлексия содержания учебного материала.

   На каждом этапе, какой-либо деятельности происходит рефлексия: педагог и воспитанник обсуждают, зачем это делается, что получается, что – нет. В результате у ребенка складывается новый опыт осознанных и ответственных действий по отношению к своим проблемам.

  Рефлексия собственных действий, эмоционального состояния способствует развитию самосознания. Она знакомит ребенка с миром чувств, предоставляет ему возможность отслеживать свое состояние в детском саду, в отношениях со сверстниками, в домашних условиях. Научившись понимать и принимать себя, дети учатся понимать и принимать других.

   Опыт работы показывает, что начинать развитие навыков рефлексивной  деятельности, можно уже со II младшей группы с детьми четвёртого года жизни, уделяя особое внимание обучению детей осознанию того, что они делают и что с ними происходит.

   С детьми младшего дошкольного возраста  используем только рефлексию настроения и эмоционального состояния, применяя в НОД и режимных моментах. Учитывая специфику возраста, используем разнообразный наглядный материал маркеры настроения: смайлики, звёздочки, цветочки, флажки двух разных цветов.

   Можно использовать уголок настроения. В уголках настроения дети могут рассматривать самостоятельно животных, людей с различной мимикой. Уголок настроения помогает научить детей разобраться в своих эмоциях и знать, как ими управлять. Дети сравнивают свои эмоции с изображенными на картинках и прикрепляют на них, например прищепки, которые соответствуют цвету изображенного настроения или прикреплены на них фотографии детей. А так же совместно с воспитателем: например- (посмотрите, красный цветочек плачет-А кто у нас сегодня плакал, когда пришел в детский сад? А у какого цветочка хорошее настроение? А у кого из ребят хорошее настроение? А какой цветочек смеется? На кого из ребят он похож, кто смеётся сегодня?

   Также рефлексивные способности ребенка можно развивать с помощью коммуникативных игр: «Найди себе пару», «Мозаика», «Мы вместе» целью данных игр является формирование у детей умение увидеть в другом человеке его достоинство, развитие умение сотрудничать

     Предлагаем оценить своё настроение после совместной деятельности, выбрав из двух маркеров (если настроение хорошее и всё понравилось – возьми улыбающийся смайлик, если настроение не очень хорошее и было неинтересно – возьми смайлик, который не улыбается), обязательно просим обосновать свой выбор, особенно если ребёнок выбирает отрицательный маркер.

  Когда дети освоят два эмоциональных маркера (положительный и отрицательный) их спектр расширяется. К старшему дошкольному возраста таких маркеров может быть уже четыре или пять: радостный, улыбающийся, задумчивый/грустный, слезливый, сердитый.

   Рефлексию настроения или эмоционального состояния можно проводить, используя приём «Огонёк общения».

    Дети по кругу передают символическое сердечко и говорят:

  • сегодня меня порадовало…
  • сегодня меня огорчило…

   Или когда ребёнок дарит медальки (цветочки) разного цвета тем, кому посчитает нужно. Например, зелёный самому умному, продуктивному; розовый – самому вежливому, воспитанному, приятному в общении. Затем мы смотрим, у кого получился самый большой букетик? Спрашиваем детей: «Как вы думаете, почему?».

    Рефлексию деятельности начинаем применять со среднего дошкольного возраста:

1. «Незаконченное предложение» или «Я начну, а ты продолжи…»

Сегодня на занятии было самое интересное…. Мне особенно понравилась… Я не очень понял… Мне еще хотелось бы заняться …

Или:

Сегодня я узнал…  У меня получилось… Было трудно… Меня удивило… Было интересно… Теперь я умею…

2. «Светофор»

Дети сигналят карточками:

Зелёной – побольше таких дел, поучительно. Жёлтой – понравилось, но не всё, интересно. Красной – дело не понравилось, скучно.

3. «Сказочное дерево»

Дети прикрепляют на дереве листья, цветы, плоды:

Плоды – дело прошло полезно, плодотворно. Цветок – довольно неплохо;. Зелёный листик – не совсем удовлетворён. Жёлтый листик – неудовлетворённость.

4. «Лестница успеха»

Детям предлагается разместить свой маркер (фотографию) на лестнице успеха, в зависимости от того, как он оценивает свои знания:

Уверен в своих знаниях.…В основном уверен… Нужно ещё повторить.… Нуждаюсь в помощи…

   Стоит отметить, что использование личностно-ориентированного подхода (например, именного маркера, фотографии ребёнка) повышает ответственность ребёнка за собственный выбор во время рефлексивной деятельности.

  Ещё одним удачным рефлексивным приёмом, является использование «Рефлексивных экранов». В средней группе – «Солнышко и тучка», в старшей группе – «Радужный дождь», «Человечки», в подготовительной группе – «Светофор», «Чудесное дерево».

      Рефлексия может осуществляться не только в конце занятия, как это принято считать, но и на любом его этапе. Она направлена на осознание пройденного пути, на сбор в общую копилку замеченного обдуманного, понятого каждым. Её цель не просто уйти с занятия с зафиксированным результатом, а выстроить смысловую цепочку, сравнить способы и методы свои с другими.

    Рефлексивные экраны и приёмы рефлексии используются в конце образовательных ситуаций,  при подведении итогов работы по тематическому блоку, просто в конце дня или по завершению проекта.

   Чтобы проверить эмоциональное состояние детей утром во время «Минутки вхождения в день» можно использовать  следующие техники.

1. Настроение в лучах солнца.  На магнитную доску прикрепляется два смайлика – одно грустное, другое веселое. Детям предлагается прикрепить свой смайлик  к выбранному изображению.  Аналогично проводится «Погодное настроение». Таким образом, педагог определяет эмоциональное состояние группы. Затем можно провести индивидуальные беседы с  детьми.

2. Другая интересная игра (техника)  «Дерево успеха». Задача каждого ребенка взять лист определенного цвета, расположить его на дереве.

3. Аналогично проводится «Лесенка успеха», где участники группы выбирают себе место на лестнице.

4. «Ваза настроения». Выбирается цветок и располагается в определенной вазе.

   В конце дня можно использовать технику «Роза настроения». Внутри круга нарисована веселая картинка. Пространство вокруг делится на сектора, количество которых соответствует количеству детей в группе. Задача детей – по окончании дня закрасить свой сектор определенным цветом своего настроения. Чем ярче цвета лепестков, тем лучше эмоциональный настрой в группе. А потом уже в конце недели можно подвести итог работы по истечении пяти дней.

   Чтобы определить настроение по цвету можно применить характеристику цветов Макса Люшера.

  Примеров проведения рефлексии очень много, все зависит от конкретной ситуации.

   Концепция развивающего обучения предполагает научить дошкольников работать в разных режимах (индивидуальном, групповом, коллективном). Поэтому рефлексивная деятельность, как любая другая, может организовываться в индивидуальной и групповой форме.

  Таким образом, систематическая и грамотная организация воспитателем рефлексивной деятельности с детьми дошкольного возраста – это подготовка к сознательной внутренней рефлексии как очень важному качеству современной личности, в конечном итоге способствующей формированию личности, готовой к самообразованию, самовоспитанию и саморазвитию.

Категория: Методическая работа | Добавил: Анна (19.12.2019)
Просмотров: 3977 | Рейтинг: 5.0/1
Добавлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи.
[ Регистрация | Вход ]
Вход на сайт

Поиск по сайту

родителям

Безопасность

педагогам

Copyright MyCorp © 2024