Сведения о ГБДОУ

Условия для детей
Навигатор


Вы вошли как Гость | Группа "Гости"Приветствую Вас Гость | RSS

Государственное бюджетное дошкольное образовательное учреждение детский сад 6 Адмиралтейского района
Санкт-Петербурга

Среда, 16.07.2025, 12:22

Новости Адмиралтейского района

«Использование технологии наглядного моделирования в речевом развитии детей раннего возраста»

Ранний возраст по признанию специалистов всего мира – это уникальный период в жизни человека. Ранний возраст рассматривается как уникальный в плане решения обучающих, развивающих и воспитательных задач. Впервые годы жизни важно обеспечить физическое, умственное, нравственное и эстетическое развитие.

В раннем возрасте ребёнок овладевает величайшим достижением человечества – речью. Речь ребёнка является важным показателем его психического развития. Речь сопровождает практически каждую деятельность ребёнка, совершенствует её и обогащается сама. Слом, речь вроде бы развивается достаточно успешно и сама по себе, если жизнь ребёнка наполнена интересными и разнообразными событиями и делами, а рядом с ребёнком – педагоги с богатой правильной речью и желанием общаться с детьми.

Проблема развития детей раннего возраста, в частности, развития речи, обусловила выбор педагогической технологии: «Технологии наглядного моделирования».

Что такое моделирование, модель?

Моделирование – это исследование каких–либо явлений, процессов путём построения и изучения моделей. Модель – это любой образ (мысленный или условный, изображение, описание, схема, чертёж, график) какого–либо процесса. Наглядное моделирование используют при ознакомлении детей с природой, усвоения элементарных математических представлений, развитии памяти, воображения, развитии речи, развитии коммуникативных навыков.

В работе с детьми раннего возраста можно использовать технологию наглядного моделирования в речевом развитии детей. Активная и целенаправленная работа по развитию речи методом моделирования форм устного народного творчества (сказок, потешек) будет способствовать:

  • воспитанию у детей интереса к «художественному слову»;
  • развитию, обогащению пассивной и активной речи, формированию знаний об окружающем мире, развитию памяти и воображению, формированию умения у детей вслушиваться в речь взрослого;
  • развитию коммуникативных навыков: развитию свободного общения взрослого и детей, практическому овладению нормами русской речи, воспитанию интонационной выразительности речи детей;
  • развитию художественного восприятия, эмоционального отклика при восприятии художественного материала, развитию элементов творчества: участвовать в инсценировках народных сказок, умению рассказывать сказки, потешки, используя картинки, символы – заместители наглядного моделирования.

На разных возрастных этапах и в зависимости от индивидуальных способностей детей используются различные приемы наглядного моделирования: заместители, пиктограммы, мнемотаблицы.

ЗАМЕЩЕНИЕ – это вид моделирования, при котором одни объекты замещаются другими, реально – условными. В качестве заместителей удобно использовать бумажные квадратики, круги, овалы. Замена осуществляется на основе цвета и соотношения величин, характера персонажа сказки. Разыгрывание с помощью заместителей лучше начинать с русских народных сказок. Например, воспитатель рассказывает детям сказку «Курочка Ряба», а дети выставляют символы – заместители героев сказки и происходящих в сказке событий. На данном этапе необходимо добиваться, чтобы манипулирование элементами модели происходило параллельно чтению конкретного фрагмента сказки, то есть, каждый фрагмент сказки необходимо показывать и выставлять на фланелеграф в процессе чтения. Элементами моделирования сказки могут быть изображения персонажей сказки, затем они заменяются символами – заместителями (силуэтные изображения или геометрические фигуры). Например, сказка «Теремок» - маленький круг серого цвета – это мышка, большой круг коричного цвета – медведь.

В дальнейшем,  используются более сложные приёмы наглядного моделирования

Наглядное моделирование - это воспроизведение существенных свойств изучаемого объекта, создание его заместителя и работа с ним.

Это опорные схемы, мнемотаблицы, пиктограммы, предметные картинки.

Опорные схемы — это попытка задействовать для решения познавательных задач зрительную, двигательную, ассоциативную память.

Средства наглядного моделирования используются при обучении дошкольников:

  • Пересказу;
  • Составлению описательного рассказа о единичных предметах;
  • Составлению рассказов по серии картин, по сюжетной и пейзажной картине;
  • Составлению рассказов из личного опыта;
  • Рассказыванию (с элементами творчества).

При этом метод наглядного моделирования способствует:

  • усвоению принципа замещения (умения обозначать персонажей и атрибуты художественного произведения заместителями);
  • передачи события при помощи заместителей;
  • овладению умением выделять значимые для развития сюжета фрагменты картины;
  • определять взаимосвязь между ними и объединять их в один сюжет;
  • формированию умения создавать особый замысел и разворачивать его в полный рассказ с различными деталями и событиями;
  • обучению составлять рассказы-описания по пейзажной картине.

Рассмотрим использование наглядного моделирования, представленного в виде картинно-графического плана высказывания, в формировании различных видов речевой деятельности.

Мнемотехника в речевом развитии дошкольников

Развитие речи является одним из самых важных приобретений ребёнка в дошкольном возрасте и рассматривается в современном дошкольном образовании как общая основа воспитания и обучения детей.

На сегодняшний день – образная, богатая синонимами, дополнениями и описаниями речь у детей дошкольного возраста – явление редкое.

Это связано с тем, что в речи детей существует следующие проблемы:

  1. Односложная, состоящая лишь из простых предложений речь;
  2. Недостаточный словарный запас;
  3. Употребление не литературных слов и выражений;
  4. Бедная диалогическая речь: неспособность грамотно и доступно формулировать вопрос, построить краткий или развёрнутый ответ;
  5. Неспособность построить монолог: например, сюжетный или описательный рассказ на предложенную тему, пересказ текста своими словами;
  6. Отсутствие логического обоснования своих утверждений и выводов;
  7. Отсутствие навыков культуры речи: неумение использовать интонацию, регулировать громкость голоса и темп речи и т.д;
  8. Плохая дикция.

Учитывая, что в данное время дети перегружены информацией, необходимо, чтобы процесс обучения был для них интересным, занимательным, развивающим. И для достижения лучших результатов важно разнообразить педагогический процесс.  применять стандартные, новые, а главное эффективные методы и приёмы мнемотехники.

Мнемотехника – в переводе с греческого - «искусство запоминания».

Мнемотехника – это система методов и приёмов, обеспечивающих успешное освоение детьми знаний об особенностях объектов природы, об окружающем мире, эффективное запоминание рассказа, сохранение и воспроизведение информации, и конечно, развитие речи.

Основные задачи мнемотехники:

  • Развивать у детей умение с помощью графической аналогии, а так же с помощью заместителей понимать и рассказывать знакомые художественные произведения;
  • Развивать у детей психические процессы: мышление, внимание, воображение, память (различные виды);
  • Развивать у детей сообразительность, наблюдательность, умение сравнивать, выделять существенные признаки;
  • Содействовать решению дошкольниками изобретательских задач сказочного, игрового, экологического, этического характера и др.;
  • Воспитывать у детей любовь к народным и авторским сказкам.

Как любая работа, мнемотехника строится от простого к сложному. Работа начинается с простейших мнемоквадратов, затем, последовательно переходим к мнемодорожкам, и позже - к мнемотаблицам.

Содержание мнемотаблицы – это графическое или частично графическое изображение предметов, персонажей сказки, рассказа, явлений природы, некоторых действий, путем выделения главных смысловых звеньев сюжета, т. е можно нарисовать все то, что посчитаете нужным. Главное – нужно передать условно-наглядную схему, изобразить так, чтобы нарисованное было понятно детям.

Для изготовления мнемотаблиц не требуются высокие художественные способности: любой педагог в состоянии нарисовать подобные символические изображения предметов и объектов к выбранному рассказу, сказке.

Мнемотаблицы служат в моей работе дидактическим материалом по развитию связной речи детей и используются для:

  • обогащения словарного запаса;
  • при пересказах художественной литературы;
  • при обучении составлению рассказов;
  • при заучивании стихотворений, скороговорок, чистоговорок;
  • при отгадывании и загадывании загадок;

Мнемотехникой можно начинать заниматься с младшего возраста, но рациональнее вводить её в занятия с 4-5 лет, когда у детей накоплен основной словарный запас. В работе с детьми младшем дошкольном возрасте эффективнее применять цветные мнемотаблицы, так как в памяти у детей быстрее остаются отдельные образы: лиса - рыжая, мышка - серая, ёлочка - зелёная.

Для детей старшего возраста применяются схемы в одном цвете, чтобы не привлекать внимание на яркость символических изображений.

Последовательность работы с мнемотаблицами:

1 этап: Рассматривание таблицы и разбор того, что на ней изображено;

2 этап: Осуществляется перекодирование информации, то есть преобразование из абстрактных символов слов в образы;

3 этап: После перекодирования осуществляется пересказ сказки, рассказ по заданной теме или чтение стихотворения с опорой на символы (образы, то естьпроисходит отработка метода запоминания).

Метод мнемотаблиц помогает эффективно воспринимать и воспроизводить полученную информацию. Как показала практика, эта методика значительно облегчает детям поиск и запоминание слов, предложений и текстов. Часто педагоги пользуются готовыми схемами Т.А. Ткаченко и сенсорно-графической схемой В.К. Воробьёвой, которые берут за основу, вносят свои изменения и с успехом используют для занятия в детском саду. Методика мнемотехники — несложный прием для развития речи, облегчающая запоминание и реализующаяся через использование мнемотаблиц и графических рисунков.

Схемы и символьные таблицы – это помощники, которые помогают воспринимать слуховую информацию, перерабатывать зрительную информацию и, не боясь ошибиться, воспроизводить её.
Категория: Методическая работа | Добавил: Анна (21.12.2017)
Просмотров: 1797 | Рейтинг: 5.0/1
Добавлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи.
[ Регистрация | Вход ]
Вход на сайт

Поиск по сайту




родителям

Безопасность

педагогам

Copyright MyCorp © 2025