Приобщение к книге- одна из основных задач художественного воспитания дошкольника. Знакомство с доступными ему образцами художественной литературы должно начинаться с первых лет жизни. Укачивая ребенка, мама поет:
Баю- баю, баю- бай,
Спи, мой мальчик засыпай...
Белолоба не скули,
мою дочку не буди...
Дошкольное детство- это определяющий этап в развитии личности. Ребенок познает мир, "напитывается" различными впечатлениями, подражает, в том числе и героям книг.
Любой дошкольник является читателем, даже если он не умеет читать, а только слушает чтение взрослых, он воспринимает, то, что слышит, оценивает его, а значит является читателем. к сожалению, очень многие родители относятся к детскому чтению не так, как этого хотелось бы. Многие из них просто не знают, как организовать домашнее чтение.. Воспитать читателя- это долгий и трудный процесс.
Чтобы полнее реализовать цель- привить ребенку любовь к литературному чтению, необходимо изучить возрастные особенности детей и поставить перед собой следующие задачи:
-вызывать у ребят интерес к книге
- прививать навыки слушать и слышать, воспринимать художественные тексты
-дать возможность наслаждаться звуками, словом
- помочь увидеть за словами образ и передать его в разговоре, рисунке. движении
-научить сочетать слушание с другими видами деятельности: проговариванием, ответами на вопросы, заучиванием, перевоплощением, разыгрыванием по ролям.
Как же привить любовь к домашнему чтению? Сколько и когда лучше читать? Какой надо мотив, чтобы повысить интерес ребенка к чтению?
1. Необходимо создать в группе литературный центр, для самостоятельного знакомства детей с художественными произведениями.
2.Необходимо разнообразие книжной среды. Это развивает их кругозор, умение ориентироваться в книжном материале. Дошкольники уже в 3-4 года отличаются высокой познавательной активностью. В этом возрасте знакомство с книгой начинается с миниатюр народного творчества- потешек, песенок, народных сказок.
3.Можно провести выставки книг, с яркими, красочными иллюстрациями. Тематика может быть самая разнообразная: русские народные сказки, веселые книжки, стишки ит.д.
3. Читать все произведения необходимо всегда выразительно и эмоционально.
Можно произведение инсценировать или поиграть в словесно- дидактическую игру.
Например , игра- драматизация "Колобок"
Сначала желательно рассказать сказку, вместе с детьми , рассматривая иллюстрации.
Затем можно посмотреть диафильм "Колобок", разыграть сказку с помощью предметов - заместителей. Далее, поиграть в дидактическую игру: "Колобок идет по лесу" (выкладывая картинки в определенной последовательности), провести словесно- дидактическую игру "Куда покатился колобок?" Можно обыгрывать эту же ситуацию на прогулке: лепить колобка из теста (песка). Показать спектакль "Колобок", в котором принимают участие дети группы. Они имитируют движения известных животных, героев сказки. Рисуем "Героя сказки", делаем аппликации "Герои сказки" (используя геометрические фигуры).
ВЫВОДЫ.
1. Все это развивает и обогащает ребенка. Помогает ему получать новую информацию и новые знания. Благодаря книге можно открыть для детей удивительный мир слов.
2.Анализируя ту или иную сказку, ребята будут отвечать на вопросы более сложными предложениями. Речь будет более эмоциональной и выразительной.
3.Дети начинают с большим удовольствием рассматривать иллюстрации , "читают" своим куклам, рассказывают друзьям.
4. С художественным вкусом человек не рождается, над ним предстоит работать. У наших деток все еще впереди... А мы, воспитатели, поможем им в этом. |