Коллекционирование как способ развития познавательной активности дошкольников
В любом возрасте дети любознательны, задают взрослым множество вопросов: зачем? как? почему? Особенно о тех вещах, которые им интересны, кажутся для них необычными. С возрастом, накоплением объема информации об окружающем, потребность ребенка в новых впечатлениях постоянно возрастает.
Если мама, папа и окружающие его взрослые поддержат детский интерес, бессистемное собирательство может перерасти в увлекательное и полезное увлечение – коллекционирование. С коллекционирования начинается приобщение ребенка к миру маленьких тайн, их открытий.
Значение коллекционирования:
Во-первых: Познавательно-исследовательская деятельность - это одно из естественных, ярко проявляемых дошкольниками направлений деятельности. В процессе коллекционирования сначала происходит процесс накопления знаний, далее получаемая информация систематизируется и формируется готовность к осмыслению окружающего мира. Предметы коллекций придают своеобразие игровому, речевому и художественному творчеству, активизируют имеющиеся представления.
Во-вторых: В процессе коллекционирования развиваются внимание, память, мышление, умение наблюдать, сравнивать, анализировать, обобщать, выделять главное, комбинировать.
Коллекционирование расширяет кругозор детей, развивает их познавательную активность, развиваются способности ребенка, являющиеся ступеньками к творчеству.
В-третьих: Многие проблемы в установлении взаимоотношений с детьми можно преодолеть, если найти общее дело, позволяющее совместить интересы ребенка и взрослого. Актуальна это, когда в группе есть дети с неровным поведением, двигательно- активные, тревожные, малообщительные и застенчивые.
В четвертых: Коллекционирование украшает нашу жизнь, делает ее полнее и разнообразнее.
Цель: развитие познавательной активности (интерес и деятельность) детей дошкольного возраста путем создания коллекций.
Использование коллекции в работе с детьми
Коллекцию в целом и отдельные объекты коллекции могут использоваться в различных видах детской деятельности:
а) развитие познавательных процессов (сравнение, классификация, систематизация);
б) развитие математических представлений – временные представления, счетные операции;
в) ознакомление с окружающим миром – расширение и систематизация представлений детей по темам коллекций;
- Игровая – игры-викторины, дидактические игры, сюжетно-ролевые игры, театрализованные игры;
- Продуктивная – реализация различных детских проектов (индивидуальных, групповых), опытно-экспериментальная деятельность, оформление выставок коллекций;
- Коммуникативная – тематические беседы, составление и отгадывание загадок, составление рассказов, сказок, публичная презентация коллекции, творческая сочинительская деятельность, активизация словаря, развитие грамматических категорий речи, умение устанавливать контакты со сверстниками, со взрослыми в рамках работы с коллекцией;
- Трудовая – при оформлении коллекции и размещении объектов, ручной труд;
Смотреть фото: фото 1, фото 2,фото 3,фото 4,фото 5,фото 6,фото 7,фото 8.