Сведения о ГБДОУ

Условия для детей
Навигатор


Вы вошли как Гость | Группа "Гости"Приветствую Вас Гость | RSS

Государственное бюджетное дошкольное образовательное учреждение детский сад 6 Адмиралтейского района
Санкт-Петербурга

Суббота, 28.12.2024, 00:37

Новости Адмиралтейского района

Роль игры в развитии речи детей

Игра, как ведущий вид деятельности детей – дошкольников, является основным и очень действенным инструментом в развитии речи. Игра невозможна без речевого общения. Именно через нее ребенок познает окружающий мир, готовится к взрослой жизни. В игре находят выражение основные потребности ребенка.

Преимущество игры перед любой другой детской деятельностью заключается в том, что в ней ребенок сам, добровольно подчиняется определенным правилам. Это делает поведение осмысленным и осознанным, поэтому игра – это практически единственная область, где дошкольник может проявить свою инициативу и творческую активность.

  Игра – один из тех видов детской деятельности, которые используются взрослыми в целях воспитания дошкольников, обучения их различным действиям с предметами, способами и средствами общения. Взрослый человек играет огромную роль, используя слово для ознакомления ребенка с миром. Он является посредником и способствует последовательному выделению отдельных предметов из окружающей сложной среды. Помогая становлению детских игр, воспитатель должен уделять внимание активизации творческих проявлений детей, самостоятельной игре, развитию педагогического творчества, это мобилизует интеллектуальный потенциал ребенка.

Значительный опыт накапливается ребенком в игре. С предметами, представленными в игре, он приходит в частое общение, запечатлевает их в памяти. Каждый предмет имеет свое имя, каждому действию присущ свой глагол. Слово является для ребенка частью действительности, поэтому необходимо продуманно организовывать игровую обстановку. Играющий ребенок непрерывно говорит; он говорит и в том случае, если он играет один, манипулирует предметами, не стимулирующими к разговору. Толковое, обстоятельное, повторное разъяснение детям правил игры, совместное с ними обсуждение условий ее проведения – уже путь к развитию и языка.

 Игра способствует всестороннему развитию и является самым эффективным средством развития речи в дошкольном возрасте. Игра занимает в жизни дошкольника особое место. Игры используются на занятиях, в свободное время дети с упоением играют в придуманные ими игры. Исследователи (Л.С. Выготский, Д.Б. Эльконин, А.П. Усова, Д.В. Менджерицкая, Л.А. Венгер, Н.Я. Михайленко и др.) отмечают, что именно самостоятельные формы игры имеют в педагогике самое важное значение для развития ребенка. В таких играх, называемых «жизненной лабораторией» (С.Т. Шацкий), наиболее полно проявляется личность ребенка, поэтому игра является средством всестороннего развития (умственного, эстетического, нравственного, физического).

Для ребенка-дошкольника, как известно, игра является основным видом деятельности. Играя, ребенок познает мир, обучается, развивается психически и физически, учится взаимодействию со сверстниками и взрослыми. Именно поэтому воспитатели строят свою работу с дошкольниками на основе игры.

Игры можно классифицировать по-разному: дидактические, развивающие, подвижные, сюжетно-ролевые и пр. Однако все игры имеют одну общую черту: они по своей сути являются развивающими, так как абсолютно любая игра развивает психические процессы - познавательные, эмоциональные, коммуникативные.

Игра выполняет множество функций в плане развития речи:

  • формирование мотивации к процессу говорения;
  • воспитание внимания к речевому оформлению мыслей и волеизъявлений;
  • развитие звуковой культуры речи: артикуляционной моторики, речевого дыхания, правильного звукопроизношения, фонематического восприятия, интонационной выразительности речи;
  • пополнение и активизация словаря;
  • совершенствование грамматического строя речи;
  • закрепление навыка использования прямой и косвенной речи;
  • совершенствование монологической и диалогической форм речи;
  • развитие общей и мелкой моторики: координации движений, мелкой моторики кистей и пальцев рук, снятие мышечного напряжения, формирование правильной осанки;
  • усвоение способов невербального общения: мимики, пантомимы, жестов, использование их в практике общения;
  • воспитание культуры речевого общения, умения действовать согласованно в коллективе.

Дидактические игры помогают выработать умение правильно произносить слова, легко усвоить грамматические нормы, подготовить ребенка к школе. Особенностью дидактических игр является использование их в основном для достижения узкой конкретной цели. Например, игры на развитие речевого дыхания, игры на развитие мелкой моторики пальцев рук, игры на развитие произношения звуков. Но в то же время, возможно их объединение для увеличения целей и задач.

Ролевая игра по своей природе коммуникативна, поэтому она способствует  развитию диалогической  речи  и  монологической речи. Ролевая игра способствует становлению и развитию регулирующей и планирующей функций речи. Психолог Д. Б. Эльконин указывает на то, что новые потребности общения и ведущей игровой деятельности с неизбежностью ведут к интенсивному овладению языком, расширению словарного состава, в результате чего речь ребенка становится связной и понятной.

Важную роль в развитии речи ребенка играют и подвижные игры. Подвижные игры оказывают влияние на обогащение словаря, воспитание звуковой культуры.

Другой вид игры – игра-драматизация способствует развитию речевой активности, вкуса и интереса к художественному слову, выразительности речи, художественно-речевой деятельности.

Игра – это творческая деятельность, которая развивает способность к комбинированию, преобразованию, осмыслению действительности. Играя, ребенок заменяет отсутствующие объекты предметами-заместителями, иногда даже воображаемыми. И это не просто игра, это становление функции замещения, с которой ребенок в последующем будет встречаться постоянно.

В игре ребенок учится планировать и регулировать свои действия, а также действия тех, с кем играет. Сначала с помощью игры формируются и осмысливаются действия с предметами, а потом – отношения между людьми, собственное место ребенка в этих отношениях. Характер игры определяет речевые функции, содержание и средства общения.

Игра развивает мышление, воображение и, несомненно, речь ребенка. Игра занимает важное место в речевом развитии детей именно в дошкольном возрасте. Для речевого развития детей дошкольников используются все виды игровой деятельности.

Игра – это не просто развлечение, это творческий, вдохновенный труд ребенка, это его жизнь. В процессе игры ребенок познает не только окружающий мир, но и себя самого, свое место в этом мире. Играя, малыш накапливает знания, осваивает язык, общается, развивает мышление и воображение. По утверждению Дж. Родари именно в игре ребенок свободен, говорит то, что думает, а не то, что надо, в игре ничто не сковывает ребенка. Надо больше играть с ребенком, фантазировать, сочинять, придумывать, ибо это то, в чем нуждается ребенок, то, что ему необходимо.

Категория: Методическая работа | Добавил: Анна (12.05.2019)
Просмотров: 1288 | Рейтинг: 1.0/1
Добавлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи.
[ Регистрация | Вход ]
Вход на сайт

Поиск по сайту

родителям

Безопасность

педагогам

Copyright MyCorp © 2024