Сведения о ГБДОУ

Условия для детей
Навигатор


Вы вошли как Гость | Группа "Гости"Приветствую Вас Гость | RSS

Государственное бюджетное дошкольное образовательное учреждение детский сад 6 Адмиралтейского района
Санкт-Петербурга

Воскресенье, 20.07.2025, 08:07

Новости Адмиралтейского района

Создание условий для экспериментирования, как средство для творческого развития дошкольников

«Создание условий для экспериментирования, как средство для творческого развития дошкольников»

«Духовная жизнь ребенка полноценна лишь тогда, когда он живет в мире игры, сказки, музыки, фантазии, творчества».                                                                                            В. А Сухомлинский 

   «Это способность удивляться и познавать, умение находить решения в нестандартных ситуациях, это нацеленность на открытие нового и способность к глубокому осознанию своего опыта». Разные авторы определяли способность к творчеству по-разному. При всех различиях этих определений в них есть нечто общее: способность к творчеству определяется как способность создавать нечто новое. Когда Д. Н. Морган проанализировал 25 различных определений творчества, общим в них было отмечено одно: создание чего-то нового, уникального. Таким образом, творчество в психологии определяется как форма активности и самостоятельной деятельности человека, в процессе которой он отступает от образца и стереотипа, экспериментирует, видоизменяет окружающий мир, создает нечто новое и ценное. Под художественным экспериментированием понимается свободная поисковая деятельность, в которой ребенок выступает в роли исследователя, самостоятельно делает открытия. На протяжении всего дошкольного детства, наряду с игровой деятельностью, огромное значение в развитии личности ребёнка, в процессах социализации имеет познавательно-исследовательская деятельность, которая понимается не только как процесс усвоения знаний, умений и навыков, а, главным образом, как поиск знаний, приобретение знаний самостоятельно или под тактичным руководством взрослого.    Одним из эффективных методов познания закономерностей и явлений окружающего мира является метод экспериментирования, который относится к познавательному развитию. Основная задача ДОУ поддержать и развить в ребенке интерес к исследованиям, открытиям, создать необходимые для этого условия.

Одним из условий решения задач по опытно-экспериментальной деятельности в детском саду является организация развивающей среды. Предметная среда окружает и оказывает влияние на ребенка уже с первых минут его жизни. Основными требованиями, предъявляемыми к среде как развивающему средству, является обеспечение развития активной самостоятельной детской деятельности. 

Задачи центра экспериментирования:

  • Развитие первичных естественнонаучных представлений;
  • Наблюдательности;
  • Любознательности;
  • Активности;
  • Мыслительных операций (анализ, сравнение, обобщение, классификация, наблюдение);
  • Формирование умений комплексно обследовать предмет 

Требования при оборудовании центра экспериментирования в группе: 

  • безопасность для жизни и здоровья детей;
  • достаточность;
  • доступность расположения 

 В центре экспериментальной деятельности должны быть выделены: место для постоянной выставки, где размещают музей, различные коллекции, экспонаты, редкие предметы (раковины, камни, кристаллы, перья и т.п.), место для приборов, место для хранения материалов (природного, "бросового"), место для проведения опытов, место для неструктурированных материалов (песок, вода, опилки, стружка, пенопласт и др.) 

Центр экспериментирования делится на следующие компоненты:

  • компонент дидактический (познавательные книги, атласы, тематические альбомы, серии картин с изображением природных сообществ, схемы, таблицы, модели с алгоритмами выполнения опытов, совместно с детьми разрабатываются условные обозначения, разрешающие и запрещающие знаки.);
  • компонент оборудования (приборы-помощники: микроскоп, лупы, увеличительные стекла, весы, безмен, песочные, механические часы, компас, магниты, портновский метр, линейки, треугольник т.д.;
  • компонент стимулирующий (разнообразные сосуды из различных материалов (пластмасса, стекло, металл, керамика) разной конфигурации и объема; сита, воронки разного размера и материала; природный материал: камешки, глина, песок, ракушки, шишки, перья, мох, листья и др.; утилизированный материал: проволока, кусочки кожи, меха, ткани, пластмассы, пробки и др.; технические материалы: гайки, скрепки, болты, гвоздики и др.; разные виды бумаги: обычная, картон, наждачная, копировальная и др.; красители: пищевые и непищевые (гуашь, акварельные краски );медицинские материалы: пипетки, колбы, деревянные палочки, шприцы (без игл), мерные ложки мензурки, резиновые груши и др.; прочие материалы: зеркала, воздушные шары, масло, мука, соль, сахар, цветные и прозрачные стекла, и др. 

   В качестве лабораторной посуды используются стаканчики из-под йогуртов, из-под мороженого, пластиковые бутылочки. Наглядно показывают детям возможность вторичного использования материалов, которые в избытке выбрасываются и загрязняют окружающую среду. Это очень важный воспитательный момент. Важно, чтобы все было подписано или нарисованы схемы – обозначения. Можно использовать различные баночки с крышками и киндер – сюрпризы.    Материал для проведения опытов в уголке экспериментирования меняется в соответствии с планом работы   Опыты помогают развивать мышление, логику, творчество ребенка, позволяют наглядно показать связь между живым и не живым в природе. Исследования представляют возможности ребенку самому найти ответы на вопросы “Как?” “Почему?”. 

Китайская пословица гласит “Расскажи - и я забуду, покажи - и я запомню, дай попробовать - и я пойму”.  

  Грамотное сочетание материалов и оборудования в уголке экспериментирования способствуют овладению детьми средствами познавательной деятельности, способам действий, обследованию объектов, расширению познавательного опыта.   Процесс познания, освоение новых знаний очень важны для меня, поэтому я считаю, что в детском саду не должно быть четкой границы между обыденной жизнью и экспериментированием, ведь экспериментирование не самоцель, а только способ ознакомления детей с миром, в котором им предстоит жить!   

В уголке экспериментальной деятельности в младшей группе должны быть 

Книги познавательного характера для младшего возраста; тематические альбомы; коллекции: семена разных растений, шишки, камешки, коллекции "Подарки": (зимы, весны, осени), "Ткани",  "Бумага", "Пуговицы", мини-музей (тематика различна, например "камни", чудеса из стекла" и др.)песок, глина; набор игрушек резиновых и пластмассовых для игр в воде; материалы для игр с мыльной пеной, красители - пищевые и непищевые (гуашь, акварельные краски и др.), семена бобов, фасоли, гороха, некоторые пищевые продукты (сахар, соль, крахмал, мука) 

Простейшие приборы и приспособления: 

Лупы, сосуды  для воды, "ящик ощущений" (чудесный мешочек), зеркальце для игр с "солнечным зайчиком", контейнеры из "киндер-сюрпризов" с отверстиями, внутрь помещены вещества и травы с разными запахами, "бросовый материал": веревки, шнурки, тесьма, катушки деревянные, прищепки, пробки, семена бобов, фасоли, гороха , на видном месте вывешиваются правила работы с материалами, доступные детям  младшего возраста, персонажи, наделанные определенными чертами-  ("Почемучка") от имени которого моделируется проблемная ситуация, карточки-схемы проведения экспериментов (заполняется воспитателем): ставится дата, опыт зарисовывается.  

Средний дошкольный возраст Книги познавательного характера для среднего возраста, тематические альбомы, коллекции: семена разных растений, шишки, камешки, коллекции "Подарки": (зимы, весны, осени), "Ткани", "Бумага", "Пуговицы", мини-музей (тематика различна, например "камни", чудеса из стекла" и др.), песок, глина, набор игрушек резиновых и пластмассовых для игр в воде, материалы для игр с мыльной пеной, красители - пищевые и непищевые (гуашь, акварельные краски и др.)., семена бобов, фасоли, гороха, некоторые пищевые продукты (сахар, соль, крахмал, мука) 

 Простейшие приборы и приспособления: Лупы, сосуды  для воды, "ящик ощущений" (чудесный мешочек), зеркальце для игр с "солнечным зайчиком", контейнеры из "киндер-сюрпризов" с отверстиями, внутрь помещены вещества и травы с разными запахами, "бросовый материал": веревки, шнурки, тесьма, катушки деревянные, прищепки, пробки, на видном месте вывешиваются правила работы с материалами, доступные детям  младшего возраста., персонажи, наделанные определенными чертами ("почемучка") от имени которого моделируется проблемная ситуация, карточки-схемы проведения экспериментов (заполняется воспитателем): ставится дата, опыт зарисовывается.  

Старший дошкольный возраст:

  • схемы, таблицы, модели с алгоритмами выполнения опытов;
  • серии картин с изображением природных сообществ;
  • книги познавательного характера, атласы;
  • тематические альбомы;
  • коллекции;
  • мини-музей (тематика различна, например, "Часы бывают разные:", "Изделия из камня";
  • материалы распределены по разделам: "Песок, глина, вода", "Звук", "Магниты", "Бумага", "Свет", "Стекло", "Резина";
  • природный материал: камни, ракушки, спил и листья деревьев, мох, семена, почва разных видов и др.;
  • утилизированный материал: проволока, кусочки кожи, меха, ткани, пластмассы, дерева, пробки и т.д.
  • технические материалы: гайки, скрепки, болты, гвозди, винтики, шурупы, детали конструктора и т.д.;
  • разные виды бумаги: обычная, картон, наждачная, копировальная и т.д.;
  • красители: пищевые и непищевые (гуашь, акварельные краски и др.);
  • медицинские материалы: пипетки с закругленными концами, колбы, деревянные палочки, мерные ложки, резиновые груши, шприцы без игл;
  • прочие материалы: зеркала, воздушные шары, масло, мука, соль, сахар, цветные и прозрачные стекла, свечи и др.;
  • сито, воронки;
  • половинки мыльниц, формы для льда;
  • проборы-помощники: увеличительное стекло, песочные часы, микроскопы, лупы;
  • клеенчатые фартуки, нарукавники, резиновые перчатки, тряпки     

Ведение фиксации детского экспериментирования:

Дневник, картотека опытов, схема, личные блокноты детей для фиксации результатов опытов, мини-стенд «О чем хочу узнать завтра», карточки подсказки (разрешающие -запрещающие знаки) "Что можно, что нельзя", персонажи, наделанные определенными чертами ("Незнайка") от имени которого моделируется проблемная ситуация.   

Грамотное сочетание материалов и оборудования в уголке экспериментирования способствуют овладению детьми средствами познавательной деятельности, способам действий, обследованию объектов, расширению познавательного опыта. Процесс познания, освоение новых знаний очень важны для детей, поэтому в детском саду не должно быть четкой границы между обыденной жизнью и экспериментированием, ведь экспериментирование не самоцель, а только способ ознакомления детей с миром, в котором им предстоит жить!

Консультация для педагогов

Дата проведения январь 2017

Воспитатель: Абросимова О.Е.

Фото 1фото 2фото 3фото 4фото 5фото6

Категория: Методическая работа | Добавил: Анна (23.01.2017)
Просмотров: 697 | Рейтинг: 0.0/0
Добавлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи.
[ Регистрация | Вход ]
Вход на сайт

Поиск по сайту




родителям

Безопасность

педагогам

Copyright MyCorp © 2025