Образовательный проект
« А.С.Пушкин и музыка»
«Формирование хорошего вкуса надо
начинать в самом раннем детстве. Только любовь
и привычка к подлинному искусству может стать
надежным иммунитетом против пошлости,
против дурного вкуса!»
Д.Б.Кабалевский
Актуальность проекта:
В связи с введением новых Федеральных государственных требований к дошкольному образованию актуальным стало переосмысление педагогами содержания и форм работы с детьми. Наиболее соответствующей этим требованиям является интегрированная форма образовательной деятельности. Самый действенный способ развития познавательной активности ребенка и активизации его творческого потенциала – интеграция таких областей, как «Музыка», «Чтение художественной литературы», «Художественное творчество», «Коммуникация». Результатом этих занятий является продуктивно-творческая деятельность. Такая совместная деятельность педагогов и детей позволяет накопить впечатления детей и вывести их на деятельно-созидательный уровень.
Известно, что процесс интеграции в работе ДОУ станет успешным и продуктивным при условии слаженной работы не только группы педагогов художественно-эстетического цикла, но и всего педагогического коллектива, и будет осуществляться в процессе организации игровой, коммуникативной, познавательно- исследовательской деятельности – как в режимных моментах, так и в самостоятельной деятельности детей.
Цель:
Цель проекта воспитывать эмоциональное и осознанное отношение к художественным произведениям А.С.Пушкина. Приобщать детей к музыкальному искусству посредствам слушания классической музыки и установления взаимосвязи с другими видами искусств. Развивать интерес к познанию нового. Через синтез искусств и художественных видов деятельности формировать у детей основы эстетической культуры, духовности и художественного творчества.
Познакомить с творчеством композиторов классиков Н.А.Римского-Корсакова и М.И.Глинки, определить их связь с творчеством А.С.Пушкина.
Одним из условий развития восприятия детьми старшего дошкольного возраста литературных произведений становится сочетание художественного слова с другими видами искусства: изобразительным, музыкальным, театральным. Самая тесная связь возникает между речью, словом и музыкой.
Музыка точно так же, как и литература, стремится показать детям реальный мир в ярких выразительных образах.
Музыка способна вызвать у детей 6-7 лет соответствующие эстетические переживания и помочь увидеть и прочувствовать эти переживания у героев литературных произведений.
Задачи:
Образовательные: Познакомить с творчеством А.С.Пушкина. Прочитать произведения: «Сказка о золотом петушке», «Сказка о мертвой царевне», «Сказка о царе Салтане», «Сказка о рыбаке и рыбке». Знакомство более тесно с музыкой выдающихся композиторов М.И.Глинки и Н.А.Римского-Корсакова.
Развивающие: Использовать прослушанную детьми музыку на занятиях танцами, давая возможность передать музыкальные образы с помощью пластики. Изобразить музыкальные образы с помощью рисунка. Слушая музыку, дети сочиняют свои истории. Уметь пересказывать услышанные сказки, развивать речь. Развивать навыки чистого интонирования, актерского мастерства.
Воспитательные: На примере классической музыки М.И.Глинки, Н.А.Римского-Корсакова, произведениях А.С.Пушкина, воспитывать чувство патриотизма, любви к русскому искусству. Умение слушать музыку, литературные произведения. Обогащать духовный мир ребенка. Формировать основы музыкального и художественного вкуса.
Практические: Разучить сценки из сказок А.С.Пушкина. Объяснить детям значение слов: опера, балет, увертюра. Уметь анализировать музыкальные произведения. Совместно с родителями нарисовать рисунки, изготовить поделки из природного материала. Организовать выставку работ, отметить лучшие. Посмотреть сказку о царе Салтане на видео. Выучить песни, танцы, инструментальные произведения к развлечению «По сказкам А.С.Пушкина»
Предварительная работа:
На непосредственной образовательной деятельности «Чтение художественной литературы» познакомить со сказками А.С.Пушкина. Провести беседы, обсуждения, пересказы. На музыкальной деятельности познакомить более тесно с творчеством композиторов Н.А.Римским-Корсаковым и М.И.Глинки. Прослушать отрывки из оперы: «Сказка о царе Салтане» - «Полет шмеля», «Три чуда», опера «Руслан и Людмила» - «Марш Черномора». Прослушивание музыки сопровождать показом иллюстраций к опере и портретом композиторов. Разучить песни и танцы к развлечению. Изготовить декорации, костюмы, атрибуты.
На непосредственной образовательной художественной деятельности нарисовать рисунки к сказкам Пушкина. Организовать выставку, отметить лучшие работы.
Показать мультфильм «Сказка о царе Салтане».
Сроки реализации:
В течение двух месяцев знакомство с творчеством композиторов и поэта на непосредственно образовательной деятельности
Материал и оборудование
-Книги с произведениями А.С.Пушкина
-Музыка в записи на компакт дисках
-Проигрыватель, иллюстрации, портреты композиторов.
-Декорации, костюмы, музыкальные и шумовые инструменты, спортивный инвентарь для игр.
-Краски, гуашь, альбомные листы, кисти, природный материал для поделок.
Ожидаемый результат:
Сформировать основы музыкального вкуса. Выделить характеризующие и составляющие его аспекты: индивидуальность, осознанность, обоснованность, содержательность, правильность, полезность, своевременность, избирательность, компетентность.
Совершенствовать восприятие у старших дошкольников прослушанных рассказов, сказок, стихотворений, обогащения чувств.
Уметь сочетать художественное слово с другими видами искусств: изобразительным, музыкальным, театральным. Самая тесная связь возникает между речью, словом и музыкой.
Музыка – это искусство интонации. Проникновение ребенка в музыкальный образ литературного героя только усилит процесс его воссоздания в воображении, поможет понять его переживания, осмыслить факты происходящего с ним события.
Знать творчество А.С.Пушкина и творчество композиторов классиков Н.А.Римского-Корсакова и М.И.Глинки. Уметь анализировать, давать оценку услышанному произведению. Знать музыкальные термины и их значения. Развить театральные способности, умение выступать перед публикой. Выразительное исполнение стихов. Освоить игру на металлофоне, умение исполнять произведения в оркестре.
|