Сведения о ГБДОУ

Условия для детей
Навигатор


Вы вошли как Гость | Группа "Гости"Приветствую Вас Гость | RSS

Государственное бюджетное дошкольное образовательное учреждение детский сад 6 Адмиралтейского района
Санкт-Петербурга

Воскресенье, 03.08.2025, 08:34

Новости Адмиралтейского района

«Организация экспериментально-исследовательской деятельности с детьми дошкольного возраста»

В настоящее время в системе дошкольного образования формируются и успешно применяются новейшие разработки, технологии, методики. Одним из таких эффектных методов познания закономерностей и явлений окружающего мира является экспериментирование. Главное достоинство экспериментально-исследовательской деятельности заключается в том, что она близка дошкольникам (дошкольники – прирожденные исследователи) и дает детям реальные представления о различных сторонах изучаемого объекта, о его взаимоотношениях с другими объектами окружающей среды.

В процессе эксперимента помимо развития познавательной деятельности, идет развитие психических процессов — обогащение памяти, речи, активизация мышления, умственных умений. Дети очень любят экспериментировать. Это объясняется тем, что им присуще наглядно-действенное и наглядно-образное мышление. Поэтому экспериментально-исследовательская деятельность, как никакой другой метод, удовлетворяет возрастным особенностям.

При организации экспериментальной деятельности с детьми в детском саду необходимо учитывать следующее:

1. Соблюдение основных принципов образования при организации детского экспериментирования:

  • связь теории с практикой;
  • развивающий характер воспитания и обучения;
  • индивидуализация и гуманизация образования;
  • природосообразность — акцент на психолого-возрастные особенности дошкольников;
  • целостность и системность обучающего процесса;
  • взаимодействие трех факторов: ДОО, семья, общество.

2. Алгоритм подготовки к экспериментированию с детьми, который включает:

  • предварительную работу с детьми: экскурсии, наблюдения, беседы, чтение художественной литературы, рассматривание иллюстративных материалов;
  • определение типа и вида тематики эксперимента;
  • выбор цели и задач с детьми;
  • подготовку пособий, оборудования;
  • закрепление правил безопасного поведения при проведении эксперимента, опыта.

3. Тематическое содержание объектов экспериментально-исследовательской деятельности:

Вода и её свойства:

  • Льётся
  • Образует брызги,
  • Струится,
  • Движется по кругу.

4. При реализации экспериментальной деятельности с детьми использовать разные формы работы:

  • непосредственно образовательную деятельность;
  • самостоятельную деятельность детей;
  • наблюдения в природе;
  • рассматривание альбомов, познавательной литературы, фотографий;
  • познавательные беседы по теме эксперимента;
  • целевые экскурсии, прогулки.

5. При проведении экспериментально-исследовательской деятельности с детьми исполнять правила техники безопасности:

  • экспериментальная работа находится всегда под наблюдением взрослого;
  • все вещества необходимые для эксперимента брать только ложечкой;
  • не брать руки в рот, грязными руками не трогать глаза.

Общение и совместная деятельность с взрослыми развивают у ребенка умение ставить цель, действовать, подражая ему. А в совместной деятельности со сверстниками ребенок начинает использовать формы поведения взрослых: контролировать, оценивать, не соглашаться, спорить. Так зарождается необходимость координировать свои действия с действиями партнеров, принимать их точку зрения. Поэтому познавательная исследовательская деятельность организовывается в форме диалога ребенка с взрослым (воспитателем, преподавателем, родителями) и другими детьми в группе. Показатели такого диалога - простота общения, демократичность отношений.

Основа проблемного обучения - вопросы и задания, которые предлагают детям. Часто используются вопросы, которые побуждают детей к сравнению, к установлению сходства и различия. И это вполне закономерно: все в мире человек узнает через сравнение. Благодаря сравнению ребенок лучше познает окружающую природу, выделяет в предмете новые качества, свойства, что дает возможность по-новому взглянуть на то, что казалось обычным, хорошо знакомым.

Вопросы для сравнения ставятся так, чтобы дети последовательно выделяли сначала признаки различия, потом - сходства. Среди проблемных вопросов особое место занимают те, которые побуждают вскрыть противоречие между сложившимся опытом и вновь получаемыми знаниями.

Можно иногда и ошибиться - пусть дети заметят ошибку, поправят. Важно воспитывать у детей интерес к чужому мнению. И не следует забывать о шутке: она активизирует мысль, озадачивает детей. Неожиданные занимательные приемы пробуждают их к размышлению.

Важно создавать условия по организации самостоятельной поисковой исследовательской деятельности детей.

Экспериментирование пронизывает все сферы детской деятельности: прием пищи, игру, занятия, прогулку, сон. На прогулке юные исследователи решают важные проблемы: что произойдет со снегом, если его положить на трубу теплотрассы и можно ли на ней высушить варежки, как освободить бусинки из ледяного плена и т.п.

В освоении опытно-экспериментальной деятельности детей большое значение имеет специально организованное педагогом наблюдение. С его помощью дети познают не только внешние параметры объектов природы (окрас, строение, запах и д.р.), но и приобретают различные навыки, направленные на познание или практическое преобразование природы (труд по уходу за растениями, ИЗО деятельность и рассказы детей на основе наблюдений).

Во время проведения экскурсий и целевых прогулок происходит ознакомление с многообразием органического мира, проводятся наблюдения за объектами и явлениями природы в разные времена года; дети учатся ориентироваться на местности. Прогулка - это замечательное время, когда воспитатели могут постепенно приобщать детей к тайнам природы - живой и неживой, рассказывать о жизни самых различных растений и животных, а у них появляется возможность экспериментировать в естественных условиях.

Например, исследовать свойства песка - посмотреть из каких он состоит песчинок, отметить его свойства - рыхлый, мелкий, легко сыплется, пропускает воду, на песке остаются следы, слипается, мокрый темнее сухого. Осенью познакомить детей с таким природным явлением, как ветер. Весной понаблюдать за появлением листочков на веточках, поставленных в воду и формировать представления детей о важности воды для жизни и роста растений.

Для организации детского экспериментирования в групповой комнате могут быть созданы мини-лаборатории в уголках природы. Это место, оснащенное специальным оборудованием, разнообразным материалом, где дети проводят самостоятельную и совместную со взрослыми исследовательскую деятельность, где решается одна из главных задач - научить детей задавать вопросы, самостоятельно искать и находить на них ответы.

Отношения воспитателей с детьми строятся на основе партнерства. Дошкольники учатся на занятиях ставить цель, решать проблемы, выдвигать гипотезы и проверять их опытным путем, делать выводы. Большую радость, удивление и даже восторг они испытывают от своих маленьких и больших «открытий», которые вызывают у детей чувство удовлетворения от проделанной работы.

В процессе экспериментирования дошкольник получает возможность удовлетворить присущую ему любознательность (почему? зачем? как? что будет? если?), почувствовать себя ученым, исследователем, первооткрывателем. При этом взрослый - не учитель-наставник, а равноправный партнер, соучастник деятельности, это позволяет ребенку проявлять собственную исследовательскую активность.

Опыты сопровождаются у детей проговариванием и выдвижением множества гипотез-догадок, попытками предугадать ожидаемые результаты. Многократное повторение одних и тех же опытов, свойственное многим детям, вырабатывает у них определенный алгоритм действий, четкость выполнения отдельных операций, аккуратность в работе (иначе эксперимент может не удаться). А вопросы «Зачем?», «Как?» и «Почему?» требуют уже от воспитателей компетентности в различных областях окружающего нас мира.

В деятельности наших педагогов традиционно присутствует деятельность по ознакомлению с окружающим. Она строится в форме партнерской деятельности взрослого с детьми, развертывающейся как исследование вещей и явлений окружающего мира, доступное и привлекательное для детей. Дети получают возможность проявить собственную исследовательскую активность.

В работе по опытно-экспериментальной деятельности детей необходимо использовать разные формы и методы в комплексе, правильно сочетать их между собой. Выбор методов и необходимость комплексного их использования определяется возрастными возможностями дошкольников и характером воспитательно-образовательных задач, которые решают воспитатели.

Освоение систематизированных поисково-познавательных знаний, становление опытно-экспериментальных действий формирует основы логического мышления, обеспечивает максимальную эффективность интеллектуального развития дошкольников и их полноценную готовность в дальнейшем к обучению в школе.

 

В заключение хочется написать замечательное стихотворение:

Он взрослых изводил вопросом «Почему?»

Его прозвали «Маленький философ»

Но только он подрос, как начали ему

Преподносить ответы без вопросов

И с этих пор он больше никому

Не задает вопросов «Почему?»

 

 

Желаю всем удачи!

Фото 1, Фото 2, Фото 3, Фото 4,

Категория: Познавательное развитие | Добавил: Анна (29.03.2017)
Просмотров: 2106 | Рейтинг: 0.0/0
Добавлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи.
[ Регистрация | Вход ]
Вход на сайт

Поиск по сайту




родителям

Безопасность

педагогам

Copyright MyCorp © 2025